ЛИЦОМ К ЛИЦУ, КАЗУО ЧИБА СЕНСЕЙ

 

                                                                       

           Т.К.Чиба сенсей в момент задумчивости                                                                      Рэймонд Квок с Чиба сэнсй

С 15 по 21 августа 1998 года на юге Франции, в местечке под названием Меянис состоялся семинар под руководством Сихана  Казуо Чиба ( 8 дан Айкидо Айкикай), в котором принял участие Рэймонд Квок. Он имел возможность поговорить с мастером про Айкидо и на другие сопутствующие темы.

Выдержка из интервью, которое впервые появилось на страницах журнала «Kuala Lumpur YMCA Aikido Club» в 1999 году.

Рэймонд Квок: Сихан, впервые Вы вошли в Хомбу Додзе как ути-дэси в феврале 1958 года. Что повиляло на Ваше решение изучать Айкидо?

Казуо Чиба: Это очень длинная история. Перед тем, как начать заниматься Айкидо, я изучал Дзюдо и Каратэ, каждого понемногу, но я оба вида боевых искусств меня разочаровали. Я стал искать что-то еще. Это случилось, когда мне исполнилось 18 лет, сразу после окончания средней школы. Однажды я наткнулся на книгу о Айкидо в местном книжном магазине, которая, как оказалось, была первая когда-либо выпущенная книга в японском обществе.

Рэймонд Квок: «Будо»?

Казуо Чиба: Нет, «АЙКИДО». На самой первой странице была маленькая фотография O’Сенсея. И когда я ее увидел, то сразу же узнал своего мастера, которого искал. Конечно же, я не был с ним знаком. Я понятия не имел что такое Айкидо. Я никогда раньше его не видел. Я никогда ничего даже не слышал об этом. Это и было мое решение пойти и увидеть его. Вот так это и случилось. Вообще-то, меня не заботило каким будет это Айкидо. Меня привлекла фотография О’Сенсея. Вот так, пожалуй.

Рэймонд Квок: Сихан, а кто были Вашими сверстниками в Хомбу Додзе?

Казуо Чиба: Первым был Тамура Сенсей, Ямада Сенсей, затем я, далее Канай, Сугано, Курита из Нью Мексико. Позже Саотом, Тохей Акира. Я думаю всех назвал.

Рэймонд Квок: Сихан, скажите, какой в те дни была жизнь ути-дэси?

Казуо Чиба: Тренировки, только тренировки с утра до ночи. Вот и все.

Рэймонд Квок: 3,4 часа? 5,6 часов?

Казуо Чиба: Более того.. весь день.. 5 раз в неделю, а в промежутки, когда у нас было свободное время – снова тренировки, частные уроки и групповые занятия.

Рэймонд Квок: Конечно, Сихан, в то время Вы были молоды, но были ли эти тренировки утомительными?

Казуо Чиба:  Ах, весьма утомительными. Я был истощен. Япония в те времена восстанавливалась после войны, экономика была слабой, для людей это было тяжелое время. У нас была самая простая еда, ничего более, только рис и суп..

Рэймонд Квок: Это был дух Короко, что давал Вам силы идти дальше, не так ли?

Казуо Чиба:  Да, именно так. Я не имел ни малейшего намерения стать профессиональным учителем.. Я думаю все одинаковы.. кто-то более, кто-то менее.. понимаете? Каждый любил Искусство.. тренировки.. Но никто не думал о том, чтобы стать учителем.

Рэймонд Квок: На днях я читал интервью с Сиханом Сугано в журнале «Aiki», в котором он говорит о том, что жизнь ути-дэси сегодня гораздо более проще, чем в те времена. Тогда было так: «Ты должен посещать каждую тренировку», а сейчас ути-дэси может сказать «На эту тренировку не пойду, я слишком устал.. я не хочу идти». Сихан, что Вы думаете об этом?

Казуо Чиба:  Ну, если честно, я не знаю какой стиль жизни у них в наши дни, поэтому не могу сравнивать.. Но что касалось наших тренировок, то мы должны были заботиться о нашем додзе, заниматься его организацией, уборкой, заботиться о семье нашего Мастера, помогать ему, заботиться о личности O’Сенсея, делать необходимые покупки, стирать.. Знаете, вся домашняя работа была на плечах ути-дэси. Не совсем честно сравнивать сегодняшних ути-дэси с нашим временем, потому что ситуация кардинально изменилась.. В те времена ути-дэси жили вместе с Мастером, сегодня нет. Поэтому я думаю, для начала, называть «ути-дэси» ребят в наши дни не совсем корректно. Так как «ути-дэси» означает «домашний ученик», тот, который живет и учится непосредственно в доме.

Рэймонд Квок: Когда Сихан был в Хомбу Додзе отдельно от Сенсея, кто был учителем Сихана?

Казуо Чиба:  Наш непосредственный учитель был Уэсиба Киссемару (современный Дошу), затем Койчи Тохей – Ведущий инструктор Хомбу и еще несколько учителей – Тада Сенсей, Арикава Сенсей, все старшие учителя.

Рэймонд Квок: И Осава старший учитель?

Казуо Чиба:  Да, верно, Осава старший.

Рэймонд Квок: Хорошо известно, что Сихан знаменит своей сильной техникой. Это благодаря влиянию учителей Сихана?

Казуо Чиба:  Вы сейчас обо мне говорите? (смеется) .. Нет, на меня оказали влияние все те учителя, о которых я упоминал.

Рэймонд Квок: Сихан, Ваше учение включает использование Дзе и Боккэн, особенно для старших степеней.

Казуо Чиба:  Да.

Рэймонд Квок: Я думаю, что сегодня в Хомбу Додзе, практически больше не используют оружие. Кто оказал влияние на такой метод преподавания, с использованием Дзе и Боккэн?

Казуо Чиба:  Это безусловно О’Сенсей. О’Сенсей всегда использовал Дзе и Боккэн, особенно, когда ты ему ассистируешь или путешествуешь с ним. Один Ути-дэси сопровождал его все время. И я был один из них, и еще Тамура Сенсей. Нас было двое.. Мы должны были выучить это, потому что должны были брать Укеми для него, с оружием. И у тебя нет выбора. Сайто Сенсей, он тоже, жил с ним на протяжении многих лет в Иваме.

Рэймонд Квок: Я так понял, основываясь на мнения некоторых людей, что О’Сенсей никогда.. систематически не обучал работе с оружием. Было ли это трудно для Вас впитывать все это и пытаться понять?

Казуо Чиба:  Очень трудно.

Рэймонд Квок:  Повлиял ли Ивама-оружейный стиль на преподавание оружия Сиханами?

Казуо Чиба: Я бы не сказал. Мой личный опыт – это О’Сенсей. Я думаю, он отличается от Сайто Сенсея. О’Сенсей не был так молод, когда я стал его последователем. Ему тогда было уже 70. Этот период отличался от того времени, когда Сайто Сенсей начал изучать Айкидо под его руководством.. Конечно, я изучаю технику работы с оружием постоянно. И поэтому у меня есть собственное видение и свои идеи на этот счет.

Рэймонд Квок:  Вам доверили внедрить систему FUKUSHIDOIN (Фуку Сидоин) в свою систему преподавания. Не могли бы Вы немного рассказать об этом?

Казуо Чиба:  Здесь нет ничего другого, только основанные на Хомбу Додзе международные правила. Есть две категории учителей.. Сидоин это звание, присваиваемое по достижении 1кю. У Сиханов же уровень градации уже даны.

Рэймонд Квок:  Я понимаю, что некоторые Ути-дэси О’Сенсея сказали бы в те времена, когда он еще преподавал, что он говорил вещи, трудные для понимания.. Был ли у Вас такой опыт?

Казуо Чиба:  Да, был.

Рэймонд Квок:  Есть ли у Вас какие-нибудь интересные истории о Вас и О’Сенсее, которыми Вы могли бы с нами поделиться?

Казуо Чиба:  Прежде всего, вспоминается каким красивым он был, его тело, осанка, походка, то, как он двигался, садился.. все время держал равновесие.. Это потрясающе. Я путешествовал с ним, это был обучающий тур. Мы заказали такси, чтобы доехать до вокзала. Я должен был купить билет, а он не хотел ждать.. Тогда он вышел из такси и просто зашел на станцию без билета. Его походка была такой красивой.. Он мог просто войти на станцию без билета .. и никто ничего не сказал.. Но я должен был купить билет и это заняло какое-то время.. И я должен был успеть, у меня сумка,  еще его сумка, обе руки заняты, я несу оружие в своей сумке, и как-то я должен был справиться.. еще помочь ему.. я должен догнать его.. когда он спускается по лестнице я должен подставить свое правое плечо, чтобы он мог опереться на него и спуститься вниз медленно.. Он никогда не ждет.. Во время путешествий мы всегда брали смежные комнаты, он спал в большой комнате, я в маленькой.. между комнатами была раздвижная дверь.. Он был старше и мог вставать по ночам в туалет.. Когда он входит в твою комнату, делает шаги, а ты продолжаешь спать.. знай, это конец – он больше никогда не возьмет тебя с собой.. потому что с военной точки зрения ты уже мертвец – он может убить тебя, так что ты все время должен быть на чеку .. нельзя спать..

Рэймонд Квок:  Вообще без сна?

Казуо Чиба:  Без сна.. первые три года.. Потому что когда он берет тебя, ты должен открывать раздвижную дверь,  водить его в ванную комнату, помогать по бизнесу, мыть ему руки, снова отводить его в кровать.. Ты идешь спать.. Если ты можешь спать после всех этих ежедневных тренировок, поездов и так далее и тому подобное.. 2 недели в таком ритме и ты уже устаешь, просто обессиливаешь..

Рэймонд Квок: А что если он проснулся, а Вы этого не знали?

Казуо Чиба:  Он бы никогда не принял этого. Мы знали об этом. Мы боевые ученики – ты не можешь позволить себе спать, когда кто-то входит в твою комнату.

Рэймонд Квок:  Получается, что с точки зрения Сихана, у Вас постоянно должен был быть Зан син?

«Зан» значит «промедление, задержка», «сохранение в определённом состоянии», то есть подразумевает продолжение чего-либо; «син» значит «сознание». Зан син хорошо виден в движениях практикующего суми-э – кисть продолжает своё движение даже после того, как она оторвалась от бумаги, потеряла контакт с ней. В боевых искусствах примером зан син является момент, когда боец на мгновение застыл после последнего удара мечом или выполнения броска в дзю-дзюцу, таким образом он позволяет течению Ки реализоваться в технике после того, как само действие уже было выполнено. Во время практики ученики изучающие ту или иную форму Пути, обнаруживают, что неподвижность настолько же важна, как и движение, неделание равно деланию, и что момент следующий за действием  определяет успех самого действия, а также успех всех последующих действий.

Казуо Чиба:  Да, он никогда не шутил.. В японской системе нет никаких разговоров между учеником и его учителем. Я никогда не говорил с ним, он никогда не говорил со мной. Самое долгое путешествие 2-5 недель, и никаких разговоров. 2 недели полной тишины, кроме « Я хочу чай». Это очень жестко – отношение к ученику. Мы даже говорили «Не вздумай наступить на его тень».. «Спи так, чтобы ноги не указывали прямо на своего учителя».. все очень жестко.

Рэймонд Квок:  Сихан, этот вопрос может быть немного личным. У Сихана репутация очень и очень сильного человека. По факту, еще до того, как я пришел, мне говорили кое-что о Сиханах.. Я слышал, что если люди были неосторожны, то у них были сломаны руки.. И все боялись Сиханов.. Можете ли Вы, как Сихан, сказать что-нибудь по этому поводу?

Казуо Чиба:  Я не знаю.. Давайте так расскажу.. Когда я был учеником в Хомбу Додзе – там было очень много людей вокруг – около 20 человек (самая большая группа). И большинство тех, кто тренировался в Хомбу Додзе были хорошо натренированы, профессионалы в области боевых искусств. Они пришли туда по причине известности О’Сенсея. Они все хотели изучать Айкидо под его руководством. Они были воинами. Все страстно искали путь освоить это, до сумасшествия одержимы. Мы изучали именно это – как нанести вред человеку. Вот так.. без компромиссов.

О’Сенсей был очень зол на демонстрациях, если Сиханы делали большие круговые движения. Он сразу останавливал такие движения, становился очень сердитым. Было очень трудно показывать технику в присутствии О’Сенсея. И вот что мы делали.. Мы отводили его в отдельную комнату, и держали его там, предлагали сладости, он очень любил сладости.. А еще мы приглашали японских девушек, красиво одетых, двух или трех, чтобы они потянули время и он не смог бы видеть, что творится там на додзе.

Рэймонд Квок:  Я так понимаю, что в свои последние годы, когда он делал броски, некоторые люди говорили словно они не чувствуют, что их бросают.. словно и попытки такой нет.. с его стороны.

Казуо Чиба:  Да, было такое.. Когда кто-то достигает совершенства, так бывает.. далеко не многие способны на это.. У меня было много Укеми от него, но я никогда не испытывал боли.

Рэймонд Квок:  Никогда?

Казуо Чиба:  Никогда. Взять например, Никке, Сихо Наге или Котэ гаеси.. никакой боли.

Рэймонд Квок:  Почему так?

Казуо Чиба:  Совершенство. Да, Вы теряете равновесие, но не испытываете боль. Вот только прикоснетесь к его телу.. к любой его части, сзади или .. не важно – «Бам» — удар – Коккю – Он может сконцентрировать свою энергию в любой части своего тела и моментально «Бам, бам», и как только Вы применяете силу, она возвращается к Вам и Вы просто сами падаете (смеется).

Рэймонд Квок:  Так он был особенным?

Казуо Чиба:  Особенным.

Рэймонд Квок:  Мой последний вопрос. В чем секрет силы Сихана?

Казуо Чиба:  Страсть к искусству (смеется). У меня годами напролет были бессонные ночи, когда я просто думал и думал о технике.  Иногда видение приходит ко мне, и тогда я бужу свою супругу и говорю « Вставай» и она становится моим Уке. Так что продолжайте работать.

Перевод: Елены Дошукаевой (Дзикисинкай Новосибирск)

Оригинал интервью